Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Стройку надо «сделать модной», привлекая к отрасли внимание и детей, и взрослых

Стройку надо «сделать модной», привлекая к отрасли внимание и детей, и взрослых

Стройку надо «сделать модной», привлекая к отрасли внимание и детей, и взрослых
19.08.2022
Решение кадровых вопросов неразрывно связано с повышением престижа строительных профессий, улучшением имиджа отрасли в молодежной среде и в обществе в целом, ранней профориентацией.

Так считает ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России, помощник министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Кузьменко. Она поделилась с нами своим видением того, как вырастить достойную смену нынешним созидателям России.

Светлана Петровна, тема необходимости популяризации строительных профессий поднимается сегодня все чаще. Как вы считаете, каким образом можно привлечь к отрасли внимание общества?

Это многогранная история. Внимание уже привлечено из-за известных событий: строителям выпала миссия восстанавливать разрушенное, поэтому сегодня о стройке много говорят. Кроме того, руководители страны называют стройку локомотивом экономики, потому что она позволяет развиваться многим смежным отраслям. Но для молодых людей часто это просто слова с экрана телевизора. Им надо рассказывать, что за этим стоит и какое будущее они могут спроектировать для себя в парадигме глобальных планов по развитию отрасли.

Стройку надо «сделать модной», привлечь внимание и детей, и взрослых. Они должны знать обо всем многообразии профессий, об их востребованности, дельте профессионального роста и так далее. Понимать, что стройка — это и кладка кирпича, и информационные технологии.

Чтобы выбрать путь строителя, ребята должны быть уверены, что смогут иметь хороший доход и перспективы. Минстроем России, профессиональными сообществами и общественными объединениями многое делается, чтобы уважение к самой отрасли росло, на стройку допускались только квалифицированные специалисты. Приняты решения, которые позволяют проводить независимую оценку квалификации специалистов, появились современные программы подготовки и переподготовки кадров, меняется система оплаты труда специалистов. Сегодня порой сварщик получает больше прораба. Огромная работа по популяризации идет на всех уровнях: это и конкурсы профмастерства, и состязания проектов архитекторов и ТИМ-специалистов. Об этом говорят внутри сообщества, в новостях. Молодежь, конечно, это слышит, но надо идти к детям, говорить на их языке.

Поэтому Общественным советом при тесном взаимодействии с Минстроем России ведется реализация инициативного образовательного проекта «Я — строитель будущего!» (ЯСБ). Он рассказывает о проекциях отрасли: как строятся дома, как организуется пространство, как работает система коммунального хозяйства. Привлекаются к проекту представители ведущих девелоперов, строители, архитекторы. В мае наш проект вошел в план мероприятий Правительства РФ по реализации программы «Десятилетие детства». Он оказался в плане единственным социальным проектом. Для нас это большое достижение.

Какие мероприятия, проведенные в рамках проекта, кажутся вам наиболее интересными?

Что касается мероприятий проекта, все они, на мой взгляд, интересны по-своему. Самый необычный и значимый для нас — создание при нашем Общественном совете Детского общественного совета. Идею эту озвучил председатель Общественного совета Сергей Вадимович Степашин, и она была очень активно поддержана главой Минстроя Иреком Энваровичем Файзуллиным. Некоторые истории ребят из Детского совета вы можете прочесть на сайте Отраслевого журнала «Вестник», который реализовал два интересных проекта — «Тимуровцы XXI века» и «Строители будущего». Эти материалы мы разместили в годовом альманахе о деятельности Общественного совета, давая активные ссылки и куар-коды, чтобы детвора могла делиться знаниями с друзьями.

В нашем проекте ЯСБ принимают участие многие организации. Фонд содействия реформированию ЖКХ разработал обучающий курс и выпустил учебное пособие «Основы энергосбережения и экологической безопасности» (издательство «Просвещение»). Курс внедрен в учебную программу в регионах России. Проведен IV Всероссийский киберспортивный турнир по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА» для учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций из всех регионов России от 12 до 17 лет. Количество зарегистрированных участников — 7000 учащихся из более чем 60 регионов России! В течение года проводились квесты по профессиям в сфере строительства и ЖКХ. Работает отраслевая школа для детей и подростков на базе детских лагерей отдыха. Курс направлен на обучение молодых граждан навыкам участия в городском планировании и развитии территорий, а также на воспитание грамотных потребителей жилищно-коммунальных услуг.

На днях вместе с Общественным светом Свердловской области придумали проект — сделать познавательный буклет по строительству. Подборок по ЖКХ много, а по стройке нет предметно-прикладных материалов, которые можно «по буквам разложить». Надеюсь, совместными усилиями с Минстроем России, регионами и вузами мы сделаем такой буклет и будем его тиражировать, в том числе в республики Донбасса. Ребятам будет интересно, как восстанавливается их регион, какие новые технологии будут применяться.

Еще раз повторю: нам все мероприятия проекта нравятся. Все направления и предложения, которые инициируем, нужны. Они складываются из практики и опыта, который мы имеем, общаясь с детьми, с застройщиками, с образовательными учреждениями. Если видим пробел, который нужно заполнить, то собираемся, устраиваем мозговой штурм, оформляем в определенный продукт и начинаем его продвигать.

Уникальным событием для отрасли является создание при Общественном совете Минстроя России Детского совета. О нем вы уже чуть-чуть поведали. Расскажите, пожалуйста, о работе одного из самых ярких проектов по профориентации в строительной отрасли.

Этот проект востребован временем: как у федеральных органов власти есть потребность привлечь новое поколение, так и у детей есть желание получить больше знаний в отрасли.

Проект создавался на основе ежегодного конкурса «#СпросиСтроителя». А потом эту идею подхватили многие. И сегодня уже в ряде российских регионов действуют детские общественные советы при министерствах. Одним из первых такая организация была создана при строительном ведомстве Татарстана.

У нас есть желание сформировать из участников проекта амбассадоров отрасли. Для этого мы обучаем их. На каждом рабочем заседании Детского совета независимо от того, проводилось оно дистанционно или очно, обязательно присутствовал кто-то из руководства Минстроя России, а также представители различных общественных и образовательных организаций. Например, на одном из заседаний совета проректор НИУ МГСУ профессор Гузалия Фазылзянова раскрыла тему формирования индивидуальной образовательной траектории у молодежи, а президент ассоциации «Здоровье, образование, культура» Татьяна Болдырева рассказала о связи психологии и строительства. Особый интерес у ребят вызвало все, что так или иначе было связано с профессией будущего — урбанистикой. Эксперты по разработанной специалистами Фонда ЖКХ новой профессиональной компетенции «Ворлдскиллс» «Урбанистика. Городское планирование» подробно разъяснили школьникам суть и значение этого важного направления человеческого развития. Урбанист — специалист по городскому проектированию, умеющий сделать городскую среду комфортной для проживания. Ребята посетили центр технологической поддержки образования НИУ МГСУ, ознакомились с автоматизированными системами обеспечения комфортной среды для живых организмов, с лабораторией моделирования физических воздействий воздушных потоков и осмотрели аэродинамическую трубу. В коворкинг-центре под руководством представителей студенческого актива МГСУ ребята своими руками скрепляли арматуру вязальной проволокой. Летом прошли образовательную смену на базе вуза.

Да и сами ребята стали разрабатывать собственные проекты развития тех мест в своих родных городах, которые им кажутся наиболее важными. Кто-то придумал проект благоустройства общественного пространства, кто-то — создания моста через реку, кто-то предложил построить школьный городок радостей. У каждого из них свое видение развития территорий и свой порой совсем недетский взгляд на такие взрослые вопросы, как строительство.

Мы также вводим ребят в реальную работу. Члены совета зимой мониторили состояние детских площадок в своем районе по критериям, которые дали им специалисты. Оказалось, к сожалению, что 80% исследованных площадок не соответствуют требованиям и нормам эксплуатации в зимний период. Эти материалы переданы в экспертную группу при Правительстве РФ для принятия соответствующих решений.

Дети должны чувствовать, что они нужны своей стране, и видеть, как их инициативы и свежие идеи, направленные на формирование комфортной городской среды, развитие коммунальной сферы и строительство энергоэффективных зданий, в том числе для переселения людей из аварийного жилья, реализуются на практике. Для поддержки инициатив Детского совета мы и в дальнейшем будем привлекать все возможные ресурсы — ведущие профильные учебные заведения, крупнейшие проектные, строительные и общественные организации.

Но, кроме развития профессиональных навыков, хочется, чтобы ребята росли патриотами. Ведь у нас колоссальное количество ученых, архитекторов и строителей, достойных уважения. В их числе Михаил Михайлович Посохин, Николай Иванович Шумаков, Ефим Владимирович Басин. Нам очень повезло, что ребята могут пообщаться с представителями отрасли, создавшими уникальные здания и самые красивые в мире станции метро, с людьми, строившими БАМ. Очень хочется, чтобы дети, получая знания, научились гордиться Родиной и результатами труда многих поколений. Мы всегда делаем ссылку на представителей постсоветского пространства, внушая детям: вот оно, наше родное, замечательное, лучшее и на века поставленное!

На протяжении нескольких лет Общественный совет проводит конкурс на лучший детский вопрос о строительстве «#СпросиСтроителя». Оцените, насколько охотно дети принимают участие в данном конкурсе и уровень их вопросов.

Конкурс в этом году отмечает 5-летний юбилей. Начинался он с 200 участников, а в этом году их уже 1200! Причем у нас есть участники детсадовского возраста. Забавно звучит, конечно. Но все серьезно. На детские вопросы отвечает министр строительства и ЖКХ России и председатель Общественного совета при Минстрое России. Дети — смелые, готовы задавать вопросы первым лицам. Это же здорово!

Что касается уровня вопросов: есть основанные на «Википедии» и справочниках, а есть глубокие, с творческим подходом, с явным участием семейного совета. Выбрать самые интересные было невероятно трудно, но мы это сделали. И на днях чествовали победителей в «Кидбурге» подарками, призами, развивающими и культурными мероприятиями.

Общаясь с подрастающим поколением о строительстве, можно ли сделать вывод, что будущее строительного комплекса России в надежных руках?

Конечно, такой вывод можно и нужно сделать. Дети тянутся к знаниям и реальным делам. Например, Матвей Анискин, член нашего Детского совета, житель села Иглино Республики Башкортостан, приготовился воплотить в жизнь сразу несколько перспективных проектов. Он думает предложить регулярно проводить во всех школах страны открытые уроки по тематике ЖКХ для начальных и старших классов, делать яркие презентации с помощью интернет-сервиса «ЖЭКА-МУЛЬТ», после просмотра которых детям захотелось бы в будущем выбрать для себя профессию строителя или работника сферы ЖКХ. Все итоги своей работы он публикует в соцсетях. Надежные руки? Сто процентов! А если бы вы видели проекты, которые ребята сделали с нашими партнерами — архитектурной студией «ФаСад»! Их высоко оценили главные архитекторы городов и муниципальных образований. Уверена, ребята подрастут и построят по своим проектам мосты, детские площадки, стоянки для велосипедов и необычные школьные дворы.

На мой взгляд, будет большая победа, если ребята останутся в отрасли. Сейчас больше половины детей из Детского совета намерены поступать учиться в строительные вузы. Это отлично!

В прошлом году Общественный совет предложил Минстрою России разработку программы формирования единой научно-образовательной системы профподготовки в сфере строительства. Эта программа призвана объединить и систематизировать все существующие профориентационные практики, сформировать общую базу данных о ссузах страны. На каком этапе находится данная работа?

На сегодня в рамках предложений по формированию системы создан межвузовский отраслевой консорциум. Его цель — поднимать научную базу, популяризировать профессию и привлекать подрастающее поколение. По программе «Образование 2030» идет финансирование научных исследований и обучения необходимым навыкам детей и молодежи. Все это — задачи консорциума. Общественный совет развивает названный выше проект «Я — строитель будущего!». Разрабатываются различные программы на уровне Минстроя РФ.

В 2021 году впервые под эгидой Министерства строительства и ЖКХ России прошел конкурс профессионального мастерства инженерно-технических работников, инициированный на площадке Общественного совета. Оцените важность проведения таких мероприятий для популяризации профессии строителя.

Очень важны! Никакая другая профессия не наделена таким уровнем созидательности для общества и движения для экономики. Его надо показывать всем. Конкурсы — один из лучших инструментов для этого.

Наш конкурс в прошлом году привлек большое внимание регионов России. В нем приняло участие более 660 специалистов из 10 округов страны. Награждение победителей состоялось в преддверии Дня строителя 4 августа 2021 года на площадке НИУ МГСУ. Люди, несмотря на постпандемийные истории, с удовольствием включились в конкурс. Тем более что на уровне Министерства строительства и ЖКХ России такое мероприятие прошло впервые.

В этом году конкурс планируем перенести на площадку Международного строительного чемпионата, который с 5 по 8 октября пройдет в Татарстане. Уверена, это привлечет еще больше внимания и эффект будет лучше.

«Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура»