Интервью профессора, доктора технических наук А.В. Гинзбурга отраслевому журналу «Строительство»
22.03.2021
Сегодня «легальный» спрос на BIM-специалистов в строительной отрасли не соответствует истинной потребности — по всей России для них размещено всего 160 вакансий. Но в самое ближайшее время эта картина может резко измениться, и где же тогда взять необходимые кадры? — об этом в своем интервью в 3-м номере отраслевого журнала «Строительство» рассказал Председатель комитета по профессиональному образованию Российского Союза строителей (РСС), зав. кафедрой Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве НИУ МГСУ, проф., д.т.н. - Гинзбург Александр Витальевич.
Сколько студентов ежегодно обучается технологиям информационного моделирования в вашем вузе? Выделен ли BIM в отдельную специализацию или это только небольшая часть общей̆ программы?
Александр Гинзбург: «В Московском государственном строительном университете ведется обучение по значительному количеству направлений подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Однако к информационным технологиям в строительстве имеют непосредственное отношение несколько направлений. В программах бакалавриата — это направление подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль: Системотехника и автоматизация проектирования и управления в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест. А также направление подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии.
Профиль: Системотехника и информационные технологии управления в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест. В программах магистратуры — это направление подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника.
Профессиональная образовательная программа: Моделирование автоматизированных систем обработки информации, управления и проектирования в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест.
Также направление подготовки 08.04.01 Строительство. Профессиональная образовательная программа: Информационное моделирование в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 38 бюджетных мест.
В программах аспирантуры — направление подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника. Программа аспирантуры: Информатика и вычислительная техника в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 9 бюджетных мест. Выпускает их кафедра Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве (ИСТАС).
Обучающиеся по данным программам получают знания в области создания и использования информационных и интеллектуальных технологий для организации, управления в строительстве и архитектурно-строительном проектировании. Целенаправленно вопросами технологий информационного моделирования занимаются обучающиеся по программе магистратуры 08.04.01 Информационное моделирование в строительстве. Ее цель — фундаментальная и предметно-ориентированная подготовка квалифицированных специалистов, призванных управлять процессом информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта строительства. Иными словами, планировать, организовывать, координировать, контролировать результат, оценивать эффективность управления. Вместе с тем в университете уделяют значительное внимание тому, чтобы обучаю- щиеся по всем строительным направлениям подготовки осваивали актуальные цифровые компетенции в рамках своих образовательных программ. Студенты изучают такие предметы как «Строительная информатика», работают с современными программными продуктами, ориентированными на работу с информационными моделями строительных объектов, выполняют соответствующие курсовые и выпускные квалификационные работы».
Есть ли возможность, исходя из потребностей̆ отрасли, увеличить количество студентов по этой̆ специализации?
Александр Гинзбург: «Для увеличения количества обучающихся необходимо увеличение контрольных цифр приема — бюджетных мест по информационным направлениям подготовки. Прорывного увеличения количества обучающихся на коммерческих местах в со- временных условиях ожидать трудно. Количество бюджетных мест для каждого вуза по каждому направлению подготовки определяет Министерство образования и науки РФ. Руководство НИУ МГСУ ежегодно подтверждает максимально возможную квоту, заявляемую министерством. Но очевидно, что в масштабах складывающейся сегодня потребности отрасли и московского региона в соответствующих специалистах, эти контрольные цифры совершенно недостаточны. Возможно, необходимо налаживание конструктивного диалога Министерства строительства и ЖКХ с Министерством образования и науки по вопросу расширения подготовки востребованных отраслью кадров».
Существуют ли в вашем вузе программы по переподготовке специалистов в области BIM на основе дополнительного профессионального образования? Сколько человек ежегодно обучается BIM?
Александр Гинзбург: «На базе действующей магистерской программы 08.04.01 Информационное моделирование в строительстве кафедрой Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве разработана программа профессиональной переподготовки «Технологии информационного моделирования в строительстве». Цель программы — подготовка специалистов строительной отрасли к работе с использованием технологий информационного моделирования в рамках своих функциональных обязанностей и производственных задач, подготовка специалистов, владеющих необходимым программным обеспечением, используемым на различных этапах жизненного цикла строительных объектов, умеющих быстро адаптироваться к предметной области разрабатываемой информационной системы.
Обучение по программе, а это 324 ак. часа, ведется без отрыва от производства с применением электронных образовательных технологий. Срок обучения — 5 мес. По его итогам и успешной защиты выпускной квалификационной работы слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида деятельности.
Программа профессиональной переподготовки имеет модульную структуру. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа повышения квалификации: Концепция информационного моделирования в строительстве, Информационное моделирование на этапе проектирования, Информационное моделирование на этапе строительства, Управление инженерными данными в жизненном цикле продукции в строительстве, Информационное моделирование на этапе эксплуатации зданий и сооружений, Управление процессами информационного моделирования в строительстве».
В состоянии ли ваш вуз закрыть потребность специалистов в области BIM в вашем регионе и соседних регионах?
Александр Гинзбург: «Если исходить из существующих в настоящее время контрольных цифр приема на бюджетные места по программам подготовки информационной направленности, то потребность в специалистах существенно больше. Однако серьезный резерв имеется в программах дополнительного профессионального образования. Именно на их основе можно организовать массовую подготовку квалифицированных кадров, причем с учетом их индивидуальной базовой подготовки и профессиональной траектории развития. Важную роль для увеличения числа слушателей образовательных программ играют электронные образовательные технологии, позволяющие обеспечить удобный и гибкий удаленный доступ к обучающим материалам самого широкого круга обучающихся».
Хватит ли преподавателей для увеличения учебных программ?
Сколько студентов ежегодно обучается технологиям информационного моделирования в вашем вузе? Выделен ли BIM в отдельную специализацию или это только небольшая часть общей̆ программы?
Александр Гинзбург: «В Московском государственном строительном университете ведется обучение по значительному количеству направлений подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Однако к информационным технологиям в строительстве имеют непосредственное отношение несколько направлений. В программах бакалавриата — это направление подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль: Системотехника и автоматизация проектирования и управления в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест. А также направление подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии.
Профиль: Системотехника и информационные технологии управления в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест. В программах магистратуры — это направление подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника.
Профессиональная образовательная программа: Моделирование автоматизированных систем обработки информации, управления и проектирования в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 50 бюджетных мест.
Также направление подготовки 08.04.01 Строительство. Профессиональная образовательная программа: Информационное моделирование в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 38 бюджетных мест.
В программах аспирантуры — направление подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника. Программа аспирантуры: Информатика и вычислительная техника в строительстве. Плановый набор в 2021 г. — 9 бюджетных мест. Выпускает их кафедра Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве (ИСТАС).
Обучающиеся по данным программам получают знания в области создания и использования информационных и интеллектуальных технологий для организации, управления в строительстве и архитектурно-строительном проектировании. Целенаправленно вопросами технологий информационного моделирования занимаются обучающиеся по программе магистратуры 08.04.01 Информационное моделирование в строительстве. Ее цель — фундаментальная и предметно-ориентированная подготовка квалифицированных специалистов, призванных управлять процессом информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта строительства. Иными словами, планировать, организовывать, координировать, контролировать результат, оценивать эффективность управления. Вместе с тем в университете уделяют значительное внимание тому, чтобы обучаю- щиеся по всем строительным направлениям подготовки осваивали актуальные цифровые компетенции в рамках своих образовательных программ. Студенты изучают такие предметы как «Строительная информатика», работают с современными программными продуктами, ориентированными на работу с информационными моделями строительных объектов, выполняют соответствующие курсовые и выпускные квалификационные работы».
Есть ли возможность, исходя из потребностей̆ отрасли, увеличить количество студентов по этой̆ специализации?
Александр Гинзбург: «Для увеличения количества обучающихся необходимо увеличение контрольных цифр приема — бюджетных мест по информационным направлениям подготовки. Прорывного увеличения количества обучающихся на коммерческих местах в со- временных условиях ожидать трудно. Количество бюджетных мест для каждого вуза по каждому направлению подготовки определяет Министерство образования и науки РФ. Руководство НИУ МГСУ ежегодно подтверждает максимально возможную квоту, заявляемую министерством. Но очевидно, что в масштабах складывающейся сегодня потребности отрасли и московского региона в соответствующих специалистах, эти контрольные цифры совершенно недостаточны. Возможно, необходимо налаживание конструктивного диалога Министерства строительства и ЖКХ с Министерством образования и науки по вопросу расширения подготовки востребованных отраслью кадров».
Существуют ли в вашем вузе программы по переподготовке специалистов в области BIM на основе дополнительного профессионального образования? Сколько человек ежегодно обучается BIM?
Александр Гинзбург: «На базе действующей магистерской программы 08.04.01 Информационное моделирование в строительстве кафедрой Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве разработана программа профессиональной переподготовки «Технологии информационного моделирования в строительстве». Цель программы — подготовка специалистов строительной отрасли к работе с использованием технологий информационного моделирования в рамках своих функциональных обязанностей и производственных задач, подготовка специалистов, владеющих необходимым программным обеспечением, используемым на различных этапах жизненного цикла строительных объектов, умеющих быстро адаптироваться к предметной области разрабатываемой информационной системы.
Обучение по программе, а это 324 ак. часа, ведется без отрыва от производства с применением электронных образовательных технологий. Срок обучения — 5 мес. По его итогам и успешной защиты выпускной квалификационной работы слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида деятельности.
Программа профессиональной переподготовки имеет модульную структуру. Каждый модуль может рассматриваться как отдельная программа повышения квалификации: Концепция информационного моделирования в строительстве, Информационное моделирование на этапе проектирования, Информационное моделирование на этапе строительства, Управление инженерными данными в жизненном цикле продукции в строительстве, Информационное моделирование на этапе эксплуатации зданий и сооружений, Управление процессами информационного моделирования в строительстве».
В состоянии ли ваш вуз закрыть потребность специалистов в области BIM в вашем регионе и соседних регионах?
Александр Гинзбург: «Если исходить из существующих в настоящее время контрольных цифр приема на бюджетные места по программам подготовки информационной направленности, то потребность в специалистах существенно больше. Однако серьезный резерв имеется в программах дополнительного профессионального образования. Именно на их основе можно организовать массовую подготовку квалифицированных кадров, причем с учетом их индивидуальной базовой подготовки и профессиональной траектории развития. Важную роль для увеличения числа слушателей образовательных программ играют электронные образовательные технологии, позволяющие обеспечить удобный и гибкий удаленный доступ к обучающим материалам самого широкого круга обучающихся».
Хватит ли преподавателей для увеличения учебных программ?
Александр Гинзбург: «Конечно, переизбытка квалифицированных преподавателей сегодня не существует. Важная задача университета, которую приходится решать постоянно, — это повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе и в сфере технологий информационного моделирования в строительстве. Важный фактор, определяющий актуальность реализуемых образовательных программ, — это организация тесного взаимодействия с действующими профессионалами, на практике реализующими внедрение информационных моделей на всех этапах жизненного цикла строительных объектов. Привлечение специалистов отрасли к разработке и реализации образовательных программ — еще один резерв для сокращения дефицита квалифицированных преподавателей».